Урок 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИРА И БОГОВ
Человек всегда задавал себе вопросы наподобие - "откуда произошел мир, в котором я живу?" В каждой религии этому есть свое обьяснение. Задействованы свои боги. Древние Греки не были исключением. Но Грекам характерно утверждение, что не Боги, не Высший Разум создавал вселенную, а что они сами появлялись при ее рождении. Вот, посмотрите: Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. Он был не богом, а силой, стихией, из которой возник мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля—Гея. Она дала жизнь всему, что живет и растет на ней. Глубоко в ней родился мрачный Тартар — ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь — Эрос. Безграничный Хаос породил вечный Мрак — Эреб и темную Ночь — Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет — Эфир и радостный светлый День — Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.
Все перечисленные боги, кроме, пожалуй, Геи тоже были стихиями, как и Хаос, по крайней мере в начале своего существования. А вообще, интересная картина наблюдается. Если отбросить красивые имена, то возникновение мира звучит примерно так:
Из Хаоса произошел мир, Земля, черное Небо-пространство (Бездна и Ночь), Солнце (свет) и любовь. Почти теория Большого Взрыва. Но отметьте, что в отличие от ученых, греки считали, что любовь - одна из основ мира. Посмотрим, что произошло дальше:
Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо — Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Уран—Небо воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей — могучих, грозных титанов было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь — океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце—Гелиоса, Луну—Селену и румяную Зарю—розоперстую Эос (Аврора). От Астрея и Эос произошли звезды, которые горят на темном ночном небе, и ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи. Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов—циклопов с одним глазом во лбу и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов—сторуких (гекатонхейров), названных так потому, что сто рук было у каждого из них. Против их ужасной силы ничего не может устоять, она не знает предела.
Как вы уже поняли, я думаю, здесь уже описывается подробное возникновение привычной жизни на Земле... Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руку на отца. Только младший из них, коварный Крон хитростью низверг своего отца и отнял у него власть. Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных божеств: Таната—смерть, Эриду—раздор, Апату—обман, Кера—уничтожение, Гипноса—сон с роем мрачных тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду—отомщение за преступления, и множество других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастие внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон. И мы видим фактически то, что в Библии описывается как изгнание из Рая. В каком смысле? А смотрите - как только свершилось убийство отца, преступление, особенно для тех времен, очень тяжкое, боги перестали быть счастливыми - появились беды. Конечно, написано, что все эти жуткие божества были рождены, чтобы отомстить за Урана, но разве само по себе преступление не рождает злобных чувств и несчастья тому, кто его совершил? Тут можно рассуждать.. долго - но дома. А пока ...
Домашнее задание:
1. Вы сами придерживаетесь какой версии возникновения мира - научной, религиозной, инопланетной и т.п.? Почему?
2. Как вы считаете, какую роль любовь - Эрос может играть при возникновении мира? (Именно при возникновении - потом уже понятно - когда есть живые существа.
3. В течении урока я пыталась не только рассказать миф, но и дать ему обьяснение с точки зрения науки и философии. конечно я охватила далеко не все. Как вы считаете, нужен ли такой подход или мифы следует воспринимать просто как красивые сказки? Смогли ли вы провести какие-нибудь еще параллели с реальной жизнью?
|